Бюро архитектуры
и дизайна. Беларусь. Минск

+375 (29) 621 20 01
+375 (29) 257 20 01
divid.by@gmail.com

Лучше всего у нас получается проектировать и строить дома

Перейти на главную страницу Архитектура Западная цивилизация

О необычном в архитектуре, и как связать всё воедино

Архитекторы любят экспериментировать с формами, цветами, материалами. Этим они вносят что-то новое в мир, что-то своё индивидуальное. Настоящему творцу мало подражания историческим стилям. А как при этом все идеи увязать воедино? Как создать свой собственный стиль для каждого здания? Как понять, что одни формы, размеры, материалы сочетаются с другими, и какие приёмы противоречат друг другу? 

Часто это называется чувством гармонии, меры, вкусом, опытом и мастерством профессионала. Но в основе этих мистических чувств лежит понимание природных закономерностей. 

Подобно тому как растение или животное красиво и продуманно в целом и в каждой детали, так же и здание должно сохранять главный принцип, главную идею в каждой своей части, чтобы быть красивым и гармоничным. У растения красивый силуэт, при детальном осмотре мы видим красивый лист, стебель, красивые цветы. У каждого цветка красивы в отдельности и лепестки, и пестики и тычинки. И вместе они создают гармоничное целое. При рассмотрении под микроскопом можно увидеть красивую и интересную структуру тканей растения, группирование клеток. 

Сохранение гармонии при изменении масштабов достигаются благодаря принципу самоподобности формы, или по научному фрактальности. Фрактал (лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) — геометрическая фигура, обладающая свойством самоподобия, то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком.

Рассмотрим этот принцип на великолепном примере культурного центра авторства Broissin Architects в Ф.О. Койоакан г. Мехико (Мексика). 

Сложный объем здания повторяет собой ландшафтную сложность внутреннего пространства концертного зала с разными уровнями-террасами для посетителей, звукоотражающими плоскостями потолка и стен. Здесь преобладает инженерный расчет видимости и слышимости. Характер интерьера задают физические требования.

Так почему бы не прятать всё это в прямоугольный и круглый объем, украшенный античной лепниной, а наоборот, выразить этот принцип в объеме здания снаружи? Архитекторы также решили нарушить традицию и впустить естественный свет в пространство зала, тем самым создав связь между интерьером и экстерьером. 

Площадка перед зданием является продолжением ландшафтно-плоскостного принципа построения самого здания и составляет с ним единое целое.

Обратная сторона здания выходит на тесную улицу и занята большим распределительным холлом на всю высоту фасада. Крышу поддерживают столбы. Но ведь они не обязаны быть прямоугольными или круглыми как во дворцах и мавзолеях. Почему бы их не сделать ломаными в поддержку основной темы здания? 

Это уже не отдельные окна между простенками, а целостная, логичная структура из плоскостей, выполняющих различные функции. Можем воспринимать и окно в отдельности, и группу окон, каждую колонну, несколько плоскостей колонны, и одну плоскость - и в каждом масштабе видеть напоминание основного принципа построения архитектуры данного объекта. Идем дальше...

Интерьер других пространств продолжает развивать тему ломаных плоскостей, но поскольку функция уже не та, да и восприятие другой формы внутреннего пространства меняется, то и принцип ломаных плоскостей начинает сочетаться с выделением правильных вертикалей и горизонталей, облегчая ориентирование на местности.

Через пространства с ломаными окнами и завязанными на них стенами можно попасть во внутренние пространства, в которых действие принципа ломаности уменьшается и усиливается привычная нам ортогональность. 

Но в этих пространствах продолжается использование тех же материалов, цветов. сложность линий используется в деталях.

Проходя по зданию с разными целями (посетители, работники, персонал) каждый раз воспринимаешь его как цепь меняющихся пространств, каждое из которых по-своему необычно, интересно, но вместе они образуют общую систему стиля, усиливая впечатления или ослабляя, но не шокируя абсолютно разными комнатами.

Понятно, что это не простая задача увязать всё это воедино. Тут безусловно необходимы и профессиональное образование и опыт и творческий подход и (самое главное!) то самое чувство гармонии и цельности. Чувство фрактальности.

Стихии создают фракталы из неживых объектов подвергая их воздействию вполне объяснимых физических и химических процессов. Так создаются ландшафты, горы, облака.

Природа рождает фракталы во всём и вся из-за необходимости оптимизировать работу живого организма, также использую законы физики и химии, но и свои законы эволюции, приспосабливаемости, вариативности. 

Математики создают фракталы с помощью формул и компьютерного моделирования.

А архитекторы сочетают принципы неживой природы и математики, вкладывая свою душу и природное чувство фрактальности для того чтобы неживые здания напоминали своим видом живые объекты и ландшафты. Тогда у пользователей появляется чувство удовлетворения, благодаря отклику инстинктивно-интуитивного чувства природы.

P.S. Возможно, кому-то неприятна ломаная архитектура, кому-то не нравится современный стиль, но принцип самоподобия присутствует во всяком хорошем стиле. Вот и другие примеры:

Использованы картинки с сайта archdaily.com, wikipedia.com

Автор статьи: Максим Кривёнок